Близится 1 сентября, и тревожно-радостное ожидание праздника постепенно овладевает и первоклассниками, и их родителями. Однако праздник продлится всего один день, а за ним наступят суровые будни, которые будут продолжаться ещё 11 лет. Как пройти их с наименьшими потерями? Как сделать так, чтобы школьное обучение не превратилось в каторгу, а доставляло радость в течение всех этих лет? Очень многое зависит от того, как сложится первый год жизни ребёнка в школе. И прежде всего ребёнок должен быть готов психологически. Очень важна первичная адаптация детей к школе, которая происходит с помощью родителей. Школа – праздник или стресс?Для ребёнка начало обучения в школе знаменует собой совершенно новый жизненный этап, когда его жизнь, как правило, меняется кардинальным образом.
Во-первых, он приобретает новый социальный статус. Первый раз за всё время достижение определённого возраста совпадает с переходом к новой роли, к новому положению – школьника, который занимается социально значимым делом (учёбой). Ребёнок уже не просто «человек без определённых занятий», а член особой социальной группы, сделавший первый шаг на пути к столь заманчивому и притягательному статусу взрослого. Во-вторых, ребёнок попадает в принципиально новую среду и начинает адаптироваться к новому укладу жизни. Меняется режим, уходят на второй план игры и развлечения, в его жизни появляются новые люди – учителя, одноклассники, старшеклассники. Сама обстановка школы разительно отличается от ситуации, в которой ребёнок привык находиться в детском саду или дома. В-третьих, появляются новые права и обязанности. Причём если у дошкольника были в основном права, то теперь происходит резкий крен в сторону обязанностей. При этом обязанности становятся более очевидными, и их исполнение строже контролируется. К наиболее явным и понятным обязанностям относятся следующие: - соблюдать школьную дисциплину на уроках и переменах,
- выполнять требования учителя,
- делать уроки,
- рано вставать не опаздывать на занятия.
И ещё одна очень неопределённая обязанность, о которой много говорят окружающие взрослые — хорошо учиться и хорошо себя вести. Появляются и новые права, хотя их не так много и в каждой семье они свои. Например, позже ложиться спать, смотреть какие-то новые передачи, выходить одному гулять, приглашать в дом друзей и т.д. Что чувствует ребёнок при адаптации к школеКонечно, ребёнок не до конца осознаёт, насколько серьёзные и обширные изменения произойдут в его жизни после 1 сентября. Он уже наверняка наслышан о школе от других детей, возможно, от своих братьев или сестёр, от родителей и других взрослых. Причём информация, полученная из разных источников, чаще всего не складывается в единую картину, а содержит в себе массу противоречивых и очень субъективных оценок, которые ребёнок не в состоянии критически осмыслить. В результате для одних школа – это что-то вроде цирка или постоянного утренника, для других, которые наслушались от бывалых школьников разных страшилок – подобие концлагеря. Чтобы лучше понять психологическое состояние вашего ребёнка, представьте себе, что вам скоро предстоит выйти на новую работу. Как бы вы ни были уверены в себе, своих способностях, в том, что вам там будет лучше, чем на прежнем месте, каким бы ожидаемым ни было это событие,всё равно вы будете испытывать волнение напряжение. Как вас встретят новые коллеги? Справитесь ли вы с новыми обязанностями? Найдёте ли общий язык с начальником? Сбудется ли всё, на что вы так рассчитываете? Сходные чувства испытывает и ваш ребёнок перед 1 сентября, с той только разницей, что у него ещё нет опыта подобных перемен и намного меньше психологическая устойчивость к ним. Если учесть, что и сами родители испытывают массу волнений и опасений в связи с предстоящей адаптацией ребёнка к школе и неосознанно «заражают» ими ребёнка, то становится ясно, что большинство первоклассников к 1 сентября находится в состоянии психологического стресса. Помощь ребёнку в адаптации к школеЧтобы снизить стресс и напряжение в период адаптации к школе, поговорите с ребёнком о том, как именно он представляет себе свою жизнь в школе. Ответьте на все вопросы, которые его волнуют, включая самые мелкие и незначительные. Причём ответьте честно, вспоминая свой собственный опыт, свои радостные и болезненные переживания, эпизоды из школьной жизни. Не надо рисовать преувеличенно радужные картинки! Ребёнок очень скоро поймёт, что школа — это вовсе не «праздник, который всегда с тобой», а большая работа, требующая физического и психологического напряжения, немалых усилий и самоограничения. Чем меньше стресс, который испытывает ребёнок к началу обучения, тем больше вероятность того, что адаптация к школе будет протекать менее болезненно и трудно. Галина Мошкова, психолог центра «Звёздный порт». Газета «Звёздный порт» №17, 24 августа 2011 г. — По степени напряжения в первые недели учебы состояние ребенка можно сравнить с пребыванием космонавта в невесомости. Мы называем это время периодом адаптации к нагрузкам. Ещё вчера ребята отдыхали, спали сколько хотели и гуляли когда хотели, и вдруг нужно подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка…Специалисты утверждают, что адаптация к школе — процесс естественный и в нем нет ничего страшного. Только вот у каждого он проходит по-своему. Одни уже через неделю активно включаются в школьную жизнь, другие уходят в себя, а третьи и вовсе впадают в депрессию, срываясь на двойки и прогулы. Во многом это зависит от типа нервной системы, а также от возраста ребенка. - Так, у первоклашек период адаптации к школе длится от 1,5 до 3 месяцев.
- У пятиклассников период адаптации занимает месяц.
- Учащиеся старших классов привыкают к школе 2—3 недели.
Психологи говорят, что, к сожалению, многие педагоги и родители забывают об этом непростом периоде у детей. В результате могут возникать различные трудности. У мальчишек и девчонок старше 10—12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать даже проблемы со здоровьем. То, как пройдет адаптация ребёнка к школе, зависит от педагогов, мам и пап, бабушек и дедушек. Этот период, как лакмусовая бумажка, высвечивает прежде всего проблемы взрослых. Специалисты дали советы родителям: 1. Необходимо следить за каникулярным режимом ребёнка. Где-то за месяц или хотя бы за несколько дней до возвращения в классы надо отучать чадо от ночных бдений у телевизора и укладывать его спать раньше. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха. Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам. 2. Ребёнок должен высыпаться. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Нужно следить, чтобы дети не засиживались за уроками до полуночи. 3. Нужно постараться создать ситуацию успеха. В первые учебные недели не стоит слишком строго требовать от ученика хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а как вообще идут дела в классе. Стресс будет затяжным, если он вызван постоянными претензиями родителей по поводу неуспеваемости. 4. Следует окружить ребёнка заботой и пониманием. Совместно обсуждайте возникающие в учебном заведении проблемы, находите решения. Куда менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если дети окружены пониманием и находятся дома в комфортной обстановке. |