Учитывая особенности психомотороного развития детей с СДВГ, необходима комплексная системная коррекция, в том числе и двигательной активности. Очевидно, что занятия спортом (плавание, виды нетравматичной борьбы и т.п.) оказывают положительное влияние на саморегулирование активности ребёнком. Одновременно тело получает выход энергии, что снимает мышечное напряжение и уменьшает возбудимость. Однако если нет возможности водить ребёнка в секцию, можно дома заниматься по ряду комплексов различной направленности. Приведём некоторые игры, способствующие снятию напряжения, уменьшению возбудимости и коррекции эмоциональной напряжённости ребёнка, а также игры, помогающие ребёнку научиться саморегуляции. Комплекс «Кенгуру». Комплекс направлен на снятие напряжения и успокоение. - отловите ребёнка. Скажите, что будете играть с ним в кенгуру. Вы –мама кенгуру, а он ваш ребёнок, поэтому прижмите его спиной к своему животу и начните прыгать. Кенгуру и кенгурёнку надо допрыгать да гор (дивана), потом – до высоких пальм (до шкафа) и т.д. Обнимая ребёнка, следите, чтобы ваши прыжки были абсолютно синхронными. При этом замедляйте частоту прыжков.
- кенгуру и кенгурёнок прячутся в норке. Наступила ночь. Кенгуренок закрывает слушает, как воет ветер. Надо дуть, как ветер, и ловить ветер ладонью, а потом направлять «ветер» в разные стороны. При этом упражнение строится по принципу вдох-выдох. На выдохе ребёнок еле слышно пропевает-продувает звуки: у, а, о, з, с, ш
- ветер надул в ушки, и кенгурёнок растирает свои уши.
- а теперь надо затаиться, потому что где-то рядом ходит опасная дикая собака Динго. И кенгурёнок должен лечь на бочок и притвориться мёртвым. При этом надо вообще не шевелиться. Руки и ноги ребёнку надо расслабить, потому что «собака динго» будет щупать и дёргать кенгурёнка, проверяя, не притворяется ли тот. Родитель трогает и дёргает ребёнка за руки и ноги.
- собака Динго ушла, а кенгуру просыпаются. Причёсываются лапкой, умываются лапками (нужно медленно растереть тело).
Комплекс упражнений «макаронины». Цель – снятие напряжения, уменьшение возбуждения. - Ребёнок- макаронина. Длинная и твёрдая. Ребёнок ложится на пол, вытягивается, а взрослый перекладывает «макаронину», перекатывает по полу.
- макаронину кидают в воду, которая кипит, поэтому макаронина постепенно размягчается и бурлит в воде. (ребёнок катается по полу).
- огонь прикручивают (ребёнок постепенно катается менее интенсивно), а потом выключают (остановка движений.).
- Макаронина мягкая. Лежит кастрюле, теперь сливают воду. Макаронину-ребёнка поднимают за талию в воздух, ребёнок должен безвольно свисать. Ребёнка потряхивают – стряхивают воду. Потом кладут на тарелку.
- взяли вилку и начали накручивать макаронину на вилку (крутите ребёнка вокруг оси на полу) Теперь макароны поливают кетчупом (накрывают платком) и едят (тыкают пальцем в бока и спину – будто вилкой).
Комплекс упражнений «черепашки», цель - регуляция двигательной активности. - Все превратились в черепашек. Черепашки медленно идут по кругу. Медленно-медленно.
- Вот мимо проехал грузовик – черепашка прячет голову и лапки. Т.е. ребёнок прячет руки и ноги под телом, а шею втягивает. Грузовики проехал, черепашка начинает распрямляться. Тянет одну лапку в сторону, другую… все лапки, и теперь опять идёт.
- пролетает самолёт…
- проходят люди… побегает собака.
- всё. Черепашка дошла до полянки, где много цветов и солнца. Поэтому черепашка ложится на живот и расслабляется- загорает. Надо закрыть глаза и представить, что солнечный лучик коснулся лапки, другой, щёчки, ножки… (в это время взрослый дотрагивается пером или кисточкой до разных участков тела ребёнка).
Упражнение-антистресс (успокоение в моменты выброса отрицательной энергии) Обнимаете крепко ребёнка, прижав его спиной к себе спиной, фиксируете руки крест-накрест на предплечьях. Говорите тихо, низким голосом, напевно: тик-так, тик-тик, ходят ходики у нас, тик-так, тик-так, наступает тихий час. Тик-так, тик-тик, смотрит белая луна, Тик-так, тик-так, как приходит тишина… При этом раскачиваете тело ребёнка слева направо, крепко удерживая, чтобы он не вырвался. А потом раздастся – БОМ! (наклоняете ребёнка вперёд или чуть встряхиваете). И проснётся старый дом. Упражнение-разрядка «Ёжики» для выброса энергии - ёжики бегут на четвереньках как можно быстрее.
- При этом хорошо, если есть препятствия - столы, стулья , игрушки. И тут ёжик видит лисицу – надо прятаться.
- ёжики-дети втягивают руки ноги, стараясь свернуться клубочком.
- ёжик-хитрюга решил укатиться от лисы – ребёнок катается по полу, перекатываясь спиной из стороны в сторону.
- игра повторяется, пока ребёнок не устал. Обычно при высоком темпе игры хватает 4-5 заходов по 1 минуте, чтобы ребёнок уже захотел отдохнуть.
Ряд игр на развитие эмоциональной составляющей, на коррекцию возбудимости и саморегуляцию: Игра «Свечки». Дети показывают, что они-свечки (руки конусом над головой). Свечка зажглась (кисти рук дрожат над головой. Свечка начала таять (ребёнок медленно оседает на пол) Игра «Снеговики». Дети изображают снеговиков – разводят напряжённые руки, надувают щёки. Потом снеговиков обогревает солнышко и они тают – опускают на пол. Игра «Шарик». Каждый ребёнок изображает воздушный шар, который надувается от движений педагога, а потом вдруг от хлопка руками – лопается и начинает беспорядочно бегать по комнате (это шарик сдувается), и в конце опускается на пол. Игра «Кораблик», «Дерево» и т.п.. Дети – кораблики, их качает волна… сильнее… слабее … Или же дети – деревья, они тянут руки-веки вверх, на дерево налетает ветер сильнее… слабее… сильнее… угаран… у дерева ломаются ветки (руки падают резко вниз и болтаются вдоль тела» Если вы находитесь на ковре, потом дерево может вообще сломаться – ребёнок падает на пол. Упражнение для расслабления «Муха» и её модификации. Ребёнок должен лежать на полу или сидеть, развалившись, на стуле. Предлагаете ему закрыть глаза и представить лето, тепло, пляж. Можно включить релаксационную музыку. Потом сообщаете, что ребёнку на щёку села муха, но ему лень шевелиться, и надо согнать муху движением щеки. Вот муха села на нос, лоб, губы, подбородок, плечи, руки, животик… Аналог – солнечный зайчик коснулся лба, ушей, щёк, век….Снежинка упала на.... Упражнение «летим»-«бежим». Дети бегают по залу и изображают то тяжёлый полёт – сильные махи руками, нога идёт всей стопой, то лёгкий полёт – быстрые и лёгкие махи руками, ноги бегут на цыпочках. Итак, изображаются: орёл, мушка, гриф, летучая мышка, комарик, воробушек…. Аналогично- упражнение на ноги. Идёт большой слон, маленькая мышка, большой динозавр, маленький щеночек…. Парные игры. Парные игры необходимы, чтобы один из детей в игре показывал как бы полупассивную роль, а не выпускал собственную энергию. Обязательное условие игры – дети должны каждый попробовать обе роли. Парное упражнение- насос. Один ребёнок – насос, другой – мяч. Ребёнок-насос руками покачивает «мяч» и, делая поступательные движения руками, «будто бы «накачивает мяч». При этом ребёнок -«мяч» должен руками и щеками постепенно показывать, что надувается. Упражнение – Камень. Один ребёнок – камень. Другой – уставший путник. Ребёнок, изображающий камень сворачивается калачиком на полу, а второй ребёнок идёт мимо и потом садиться рядом, опираясь спиной на «камень». Потом дети меняются ролями. Обратите внимание, опирается ли ребёнок-путник на камень или только немного касается. Упражнение «Слепой», цель - научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию. Одному ребёнку завязывают глаза, а второй берёт его за руку и ведёт по залу, обводя предметы – стулья, препятствия. Упражнение «Скульптор». Цель - научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию. Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить, какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему. Групповые игры: Упражнение «пушинки». Один ребёнок – ведущий, другие – пушинки. Ведущий дует на детей-пушинок, и те, на кого он дует, начинают кружиться и «улетать» в сторону. Совершив три поворота вокруг себя, «пушинка» замирает. Упраженние Нитка и иголка. Один ребёнок иголка- другие нитка. Один ребёнок руководит движениями всех остальных, которые цепляются за него. Игру можно усложнить, поставив детям на пути цель – кегли, мимо которых надо оббегать, чтобы «сшить» ткань. Вариант игры – паровозики. Упражнение – «грузчики». Дети встают в круг и как будто передают друг другу по кругу по словам педагога: тяжёлый арбуз, маленькое пёрышко, тяжёлую гирю, книгу, яблоко, снежный ком, ведро с водой…. Гусеница. Дети все встают «паровозиком». Они- гусеница. Гусеница всё делает одновременно – например, поднимаются все правые ноги – топ вперёд. Все левые ноги…. Телесо-ориентированная игра «ласкушка». Дети поймали солнечный лучик - «ласкушку» и ласково касаются друг друга, передают ласковое движение следующему игроку. Можно играть не в круге, а беспорядочно. Все коллективные игры учат детей прислушиваться к собственным эмоциям и правильно общаться с другими детьми. Это помогает уменьшить неправильные и непродуктивные способы взаимоотношений. Ведь гиперактивные дети очень хотят общаться, совместно играть, но зачастую не могут это делать, так как не умеют найти правильную линию поведения.
|