Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.01.2025, 16:45

Развивающие уроки для детей 2-7 лет п. Токсово Санкт-Пете...

Меню сайта
Категории раздела
Методики развития [26]
Развивающие игры [11]
Семейная психология [15]
Очумелые ручки [3]
Здоровье [17]
Энциклопедия заблуждений [6]
Это интересно [16]
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Развивающие игры

Упражнения для развития речи
Упражнения для развития речи

Как правило, первые слова появляются в лексиконе крохи к году. На втором году идет стремительное накопление словаря, и к двум годам ребенок начинает постепенно говорить фразами. Темпы овладения речью строго индивидуальны, но когда словарный запас двухлетнего карапуза сводится к нескольким лепетным словам, эмоциональным возгласам и жестам, нужно бить тревогу.

Причин задержки речевого развития множество, но нередко это случается из-за общей ослабленности малыша: родился с маленьким весом, часто болел на первом году, запаздывал в физическом развитии.
Первые слова, которые также появляются с задержкой, часто бывают непонятны, "скомканы". Это связано с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата, мышечной слабостью, прерывистом типом дыхания (между тем, дыхание - энергетическая основа речи).
Не нужно ждать, пока ребенок заговорит, важно не упустить столь значимый период в развитии речи и помочь малышу уже сейчас. Проконсультируйте ребенка у логопеда, чтобы исключить патологию и провести диагностику. Но все-таки лучший учитель и помощник в этом деле - мама, которая проводит со своим чадом огромное количество времени и знает его, как никто другой.
Самое необходимое на данном этапе - выполнять определенные упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, чтобы включить в процесс речи все необходимые структуры. А ваша задача - творчески подойти к процессу обучения и превратить его в увлекательную, совместную игру, доставляющую малышу море радости!

Тренировка артикуляционного аппарата

Для правильного произношения нужно хорошо развитое дыхание. Как этого добиться? Выполняйте упражнения для тренировки:

1. "Дуем в пузырьки".
Подберите небольшие пузыречки, флакончики с разным диаметром отверстия. Покажите малышу, как можно дуть в них, поднося к губам (сначала плавно, затем отрывисто).

2. "Лодочки".
Наберите в тазик воды и запустите туда бумажные лодочки. Дуйте на них вместе с ребенком, соревнуясь, чья лодочка дальше уплывет. Дуть нужно, вытягивая губы "трубочкой".

3. "Бабочки летят".
Поставьте в вазу несколько искусственных цветов, к которым на ниточках привязаны бумажные бабочки. Если кроха подует на них снизу, бабочки будут садиться на цветы.

4. "Погреем ручки".
Соедините ладошки и подуйте на них несколько раз, с силой выдувая воздух.

Артикуляционный аппарат у детишек развивается постепенно и индивидуально, однако определенные движения, дающие возможность произносить самые простые по артикуляции звуки, должны быть сформированы к полутора годам.
Первоочередная задача в данной ситуации - укрепить мышцы губ, языка, нижней челюсти и создать базу для чистого произношения.
Давайте ребенку жевать твердую пищу - морковь, яблоки, сухари; учите надувать щеки и полоскать ротик, а также играйте в занимательные игры, основанные на подражании и многократном повторении движений.

Артикуляционная гимнастика

Для языка, как для главной мышцы органов речи, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Основной комплекс

1.  "Заборчик" - широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.


2. "Дудочка" - вытянуть губы вперед "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.


3. Чередовать упражнения "Заборчик" и "Слоник". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.


4. "Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя...". Повторить 3 раза.


5. "Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя" ("испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку"). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.


6. "Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка "чистить зубы" изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.


7.  "Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.


8. "Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка "красит потолок", двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.


9.  "Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показать зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.


10 "Грибок" - приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с. (уздечка языка - это "ножка гриба", сам язык - его "шляпка"). Повторить 2-3 раза.


11. "Гармошка" - сделать "грибок" и открывать-сжимать зубы, потякивая уздечку языка (рот открывать как можно шире, не ломая "грибок"). Повторить движения 6-10 раз.


12.  "Болтают две подружки" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл...". Тянуть этот звук 5-7 с, сделав сначала глубокий вдох.


13. "Подуй на чёлку" - высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.


14. "Чашечка" - широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык вперед за зубы, подняв его передний и боковые края, образуя "чашечку". Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.

                                                                                                                          "Артикуляционная азбука", Куликовская Т.А., логопед
Категория: Развивающие игры | Добавил: yakutenko (10.12.2012)
Просмотров: 809 | Рейтинг: 0.0/0
!-- -->

Copyright MyCorp © 2025